Адвокат матери 14-летней школьницы из Татарстана, которую выдали замуж по законам шариата, считает, что в России пора менять УК

В центре скандала с сексуально-религиозной подоплекой оказалось маленькое село Лашманка Черемшанского района Татарстана. В апреле этого года 28-летний служитель здешней мечети Расул Салихов провел обряд никаха с 13-летней школьницей Камилей с одобрения родителей девочки. А в сентябре, когда школьнице уже исполнилось 14 лет, Салихов и родители несовершеннолетней обратились в местные органы опеки с просьбой разрешить Расулу и Камиле оформить официальный брак, исходя из «наличия особых религиозных соображений, основанных на традиционных исламских и татарских традициях, и физической половой зрелости дочери». Однако власти не дали добро на бракосочетание 14-летней и 29-летнего с формулировкой «законом не предусмотрена дача разрешения вступления в брак по религиозным соображениям лицам, не достигшим 16-летнего возраста».

А учитель Корана стал фигурантом уголовного дела по ст. 134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста». При этом если сначала он не отрицал, что после никаха у них с юной женой были сексуальные отношения, то позже, что называется, пошел в отказ. О том, что любовь была платонической, заявили на местном телевидении и сама школьница со своей матерью.

Как выяснилось, жители Лашманки узнали о странной свадьбе, которая произошла у них под носом, после того, как Расулом Салиховым заинтересовались правоохранительные органы. Новость их шокировала. В ответ на вопросы журналистов сельчане охают и качают головами…

Продавщица местного продуктового магазина рассказала, что Расул приехал в село вместе с родителями, когда ему было три-четыре года. Его мама — уроженка села, потом уехала, вышла замуж, в итоге вернулась на родину вместе с мужем и сыном. Сейчас родителей Салихова уже нет в живых. А сам он, как утверждают жители, около года назад стал имамом местной мечети.

Мама школьницы Раиля А. работает в магазине «Продукты халяль» рядом с мечетью. У них с мужем четверо детей, Камиля — старшая. Школьница часто бывала в мечети, где между ней и духовным наставником вспыхнула любовь.

— Разве можно на такой маленькой девочке жениться? — осуждающе говорит по-татарски пожилая женщина, зашедшая в сельмаг и услышавшая наш с продавцом разговор. — Она же ребенок, не понимает еще ничего, для нее это только игра. Никого из наших деревенских стариков, как полагается в таких случаях, на эту свадьбу не позвали. Видимо, хотели все в тайне сохранить. И ведь Расул сам читал молитву на своем никахе, так делать нельзя. Женить должен другой мулла.

— Семья у девочки вроде нормальная. Работящие, приличные люди. Поэтому мы были очень удивлены, что такое случилось, — рассказала соседка семьи А. — Никто в селе не знал об этом никахе. Обычно у нас о таком событии всех оповещают. В гости зовут, поздравления принимают. А здесь все шито-крыто…

— Жалко парня-то, зачем ему все это было нужно? Он же нормальный, ну, во всяком случае, всем нам так казалось, — вздыхает глава Лашманского сельского поселения Равгать Фаттахов. — Да, Расул Салихов около года у нас служил имамом. Что касается семьи девочки, то это полная многодетная семья. Сами они не местные, приехали в село более десяти лет назад, у них тогда была только старшая дочь Камиля, еще маленькая. Потом родились еще две дочки и сын.

Местные жители показали нам дом семьи А., где решили выдать дочку замуж за имама, — старенькое строение с облупленной побелкой стоит практически на окраине. Во дворе развешаны на провисшей веревке детские вещи, вокруг — грязь и разбросанная утварь. По двору ходит молодой мужчина в рабочей одежде, после вопроса, как нам повидать хозяйку, он молча уходит в дом. Вскоре на пороге появляется женщина, одетая в закрытый мусульманский костюм. На повышенных тонах она заявляет, что общаться с журналистами не желает:

— Разговаривать не буду! Все вопросы к моему адвокату!..

Адвокат Руслан Нагиев, представляющий интересы несовершеннолетней Камили и ее матери, подчеркнул, что с Расулом Салиховым, который сейчас сидит под арестом, он не общался, но, опираясь на утверждения своих доверительниц, считает, что Салихов не виноват в том, в чем его обвиняют.

— Камиля, которая изначально подтвердила, что между ней и Расулом были половые отношения, впоследствии заявила, что эти показания она дала под давлением. По этому поводу написана жалоба в Прокуратуру РТ, — рассказал адвокат «Вечереней Казани». — Проведенные экспертизы также не подтверждают того факта, что между Камилей и Расулом была половая связь. Никаких других доказательств его вины следствием не предъявлено, тем не менее человеку продлили арест на два месяца… Говоря об этом деле, нельзя не отметить противоречие, которое существует между Семейным кодексом РТ и Уголовным кодексом РФ. В отличие от российского республиканский кодекс «в виде исключения при наличии особых обстоятельств» разрешает вступать в брак с 14 лет. В частности, под особыми обстоятельствами поразумевается беременность. При этом согласно УК РФ за сексульные отношения с 14-летними предусмотрена уголовная ответственность. Но ведь нельзя забеременеть, не вступив в половые отношения. Наверное, в этой связи депутатам Госсовета РТ есть смысл выйти в Госдуму РФ с законодательной инициативой внести в УК РФ соответствующие поправки.

В свою очередь в ДУМ РТ настаивают на том, что Расул Салихов не было имамом мечети села Лашманка, а был… обычным прихожанином.

— Аттестацию он не проходил, свидетельство о праве ведения религиозной деятельности муфтиятом ему не выдавалось, — сообщил «ВК» первый заместитель муфтия РТ Рустам-хазрат Валиуллин (по данным справочного портала «Картотека.ру», Расул Салихов был имам-хатыбом прихода села Старое Кадеево мухтасибата Черемшанского района с 10 июля 2015 г. до 3 августа 2017 г., но, видимо, вовремя не прошел переаттестацию. — «ВК»). — Расул Салихов посещал мечеть в качестве прихожанина и как член махалли принимал участие в деятельности мечети. Что касается проведения никаха в столь юном возрасте, то ДУМ РТ выражает обеспокоенность тем, что подобные случаи наносят вред авторитету ислама и мусульманской уммы в глазах широкой общественности, поскольку практика ранних браков хоть и существовала во многих культурах, изжила себя в нынешних реалиях. Считаю, что в данном случае в первую очередь должны учитываться права и интересы девочки. Пусть Аллах убережет ее от злых языков и даст терпения выдержать это испытание. Обращаю также внимание, что недопустимо делать выводы о виновности или невиновности подозреваемого до вынесения решения суда.

Первый зам муфтия РТ отметил, что в ДУМ РТ действует Положение о проведении богослужений и религиозных обрядов, где, в частности, обозначен возраст для совершения никаха — только для лиц, достигших совершеннолетия. По словам Рустама-хазрата, он встретился с родителями девочки и дал им наставление о недопустимости интимных отношений до совершеннолетия.

В свою очередь исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов считает, что если кого-то и можно оправдать в этой ситуации, то только саму девочку:

— Обряд никаха проводится для вступающих в брак — во всех смыслах этого слова. И наивно думать, что в даннном случае никах был прочитан только для того, чтобы девушка могла ходить без мамы на занятия арабским языком. Понятно, что сейчас они все что угодно будут говорить в свое оправдание, но неужели кто-то в это поверит? — удивляется Сулейманов. — Да, когда-то в исламе возрастной порог для вступления в брак был очень низкий. Это было нормой для средневекового общества и списывалось на то, что девочки в жарких странах очень рано достигают половой зрелости. Можно вспомнить пророка Мухаммеда, у которого было 11 жен и любимой женой была Айша. Историки и богословы до сих пор спорят, сколько ей было лет, когда она вышла замуж: одни говорят, 12, другие — 9… Но то, что было нормой в Средневековье, не может быть нормой в XXI веке. И это никак не оправдывает родителей девочки, которые благословили ее на брак с 29-летним мужчиной. Правильно, что следственные органы решили привлечь к уголовной ответственности мать школьницы. Согласен, что эта неприятная история бросает тень на мусульман. И в ДУМ РТ очень правильно поступили, что, с одной стороны, дистанцировались от нее, заявив, что этот человек не является имамом, а с другой стороны, оперативно выехали на место, чтобы разобраться в ситуации. Видно, что женщина и ее дочь — верующие. И эта ситуация говорит о том, что среди мусульман есть люди, которых не устраивают рамки, установленные светским обществом, в том числе и насчет брачного возраста.

Полностью здесь

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Top