Как государство бизнесу «помогает». На примере пивной отрасли.

В настоящий момент в работе правительства РФ находится ряд законопроектов и инициатив, направленных на ужесточение контроля за оборотом алкогольной продукции и регулирования деятельности участников рынка.

Что хотят:
Проекты изменений в 171-ФЗ. Понижение порога мощности основного технологического оборудования от 300 тыс. дал до 100 тыс. дал. С учетом изменённой формы расчета производимой продукции, где государство решило, что пиво созревает за 14 дней.

Реестр производителей пива, введение которого приведёт к фактическому лицензированию производства пива, при несоблюдении жестких правил будут применяться как уголовная ответственность, так и многомиллионные штрафы, а так же и конфискация оборудования.

Запрет на продажу пива на 1-ых этажах жилых домов и пристройках.

Получение лицензии на продажу пива. Эта дополнительная нагрузка ляжет на всех ИП и ООО торгующих пивом.

Дополнительная маркировка пива. По оценке СРП, стоимость автоматов для нанесения маркировки на пивоваренную продукцию составляет порядка 350 тысяч евро за штуку.

В настоящее время пивоваренная отрасль находится под достаточно жестким контролем со стороны гос-ва: ЕГАИС, РАР, Роспотребнадзор, СЭС и т.д.

Предлагаемый законопроектом размер госпошлины в размере 800 000 рублей за включение в реестр производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью свыше 50 000 декалитров в год, а также установка счетчика измерения объемов готовой продукции, приобретение необходимого для его работы компьютерного оборудования и программных средств, расходы на их обслуживание, которые суммарно могут превысить 500 000 рублей – все эти дополнительные расходы, а также размер штрафов исчисляемый в сотнях тысяч и миллионах рублей, являются неподъемными для малых пивоварен и приведут к их закрытию.

Вводимые законопроектом условия, фактически являются непреодолимым барьером развития производства для малых пивоварен и выхода на мощность свыше 50 000 декалитров в год.

Для тех малых пивоварен, которые производят продукцию в объеме до 50 000 декалитров в год, дополнительный контроль повлечет за собой также ощутимое увеличение затрат, что приведет к уменьшению прибыли, сокращению рабочих мест и, как следствие, уменьшению налоговых платежей. Кажется немного странным, что среди приложенных к законопроекту финансово-экономических обоснований отсутствуют данные о расчетах снижения налоговых отчислений в связи с закрытием малых пивоварен по всей стране.

Наглядный пример — до 2019 года пивной рынок не рос более 10 лет, за это время продажи сократились более чем на треть и в 2018г. составили всего 645,3 млн дал. Крупные пивовары связывают это напрямую с ужесточением законодательства и высоким давлением со стороны государственных регуляторов, в т.ч. внедрением системы ЕГАИС.

Далее — в конце 2017 года вице-премьер Александр Хлопонин поручил проработать вопрос о разработке нормы – лицензирование производства и продажи пива.

Данное нововведение создаст новые административные барьеры и приведет к дополнительным издержкам для малых пивоварен и, как следствие, росту себестоимости продукции, что приведет к смещению спроса в сторону крепких напитков.

Небольшие заводы не смогут работать по новым правилам, т.к. затраты на лицензию и на уплату акциза являются существенными, а вкупе с вынужденным подорожанием продукции и последующим уменьшением спроса на нее, частное производство пива окажется за гранью рентабельности.

Касаемо подготовленного Министерством Финансов РФ законопроекта о введении обязательной маркировки пива по аналогии с обувью и меховой продукцией.

По мнению законотворцев, маркировка позволит сделать отрасль более прозрачной и защитить потребителей от контрафакта.

В отношении обуви, меха и иной продукции идея обоснована, но в отношении пива данная мера избыточна и будет дублировать уже имеющийся способ контроля над оборотом — систему ЕГАИС, которая эффективно работает и отслеживает путь каждой единицы готовой продукции от производителя до прилавка.

Данное нововведение потребует от производителей дополнительных и немалых финансовых вложений как на закупку спецоборудования, так и на приобретение акцизных марок. Кроме того, акцизные марки считаются бланками особой отчетности. Их хранение требует специальных условий и отчетности перед регулятором. Это тоже дополнительные затраты.

Складывается ощущение, что за введением обязательной маркировки пива стоит желание законотворцев обеспечить заказами производителей марок и маркировочного оборудования.

К тому же, в случае принятия разработанного Министерством Финансов РФ проектафедерального закона (№ 02/04/09-18/00084113) о внесении изменений в Налоговый кодекс «о запрете использования ЕНВД и патентной системы налогообложения при розничной торговле маркированными товарами», введение обязательной маркировки пива повлечет для розницы и общепита увеличение налогового бремени. В связи с чем, рентабельность малых точек розничной торговли и общепита по всей стране снизится до критических показателей, ставящих под угрозу их дальнейшее существование.

Также, на текущий момент на рассмотрении в Думе находятся несколько законопроектов (№ 712762-7; № 662706-7; № 584376-7) о внесении изменений в 171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», направленных на ограничение или запрет розничной продажи алкогольной продукции, в т.ч. при оказании услуг общественного питания, в торговых объектах, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов или примыкающим к ним пристройках.

Прошу заметить, что многолетняя практика планировки и организации жилых районов делает удобным и экономически оправданным отведение первых этажей жилых домов в категорию нежилых помещений с размещением в них точек общепита, магазинов и иных точек оказания бытовых услуг населению. В этом реализована концепция «шаговой доступности».

Принятие законопроектов, направленных на ограничение или запрет розничной продажи алкогольной продукции на первых этажах многоквартирных жилых домов или примыкающим к ним пристройках, в первую очередь сведет на нет рынок доступного общепита и продуктовых магазинов как частных предпринимателей, так и сетевых ритейлеров, т.к. основной объем торговой выручки в этих сферах бизнеса составляют доходы от реализации алкогольной продукции, а массовое перемещение деятельности этих направлений бизнеса в отдельностоящие здания невозможно в связи с отсутствием на рынке недвижимости соответствующих площадей в требуемых объемах.

Подытоживая вышесказанное: для малых пивоварен и рынка сбыта их продукции введение новых «жестких» законов государственных регуляторов, новых сборов и штрафов приведут к нерентабельности данного бизнеса, заводы, магазины и многие точки привычного нам общепита будут закрыты, без работы останутся как узкопрофильные специалисты, так и множество иных работников, занятых в отраслях. Принятие упомянутых законопроектов как в частности, а тем более в их совокупности, ведёт к тотальному уничтожению малого и среднего бизнеса не только в пивной отрасли, но и в торговле, что также противоречит призыву Президента РФ В.В. Путина о снижении давления на малый бизнес.

В общем как всегда правительство под прикрываясь благими намерениями пытается обложить н бизнес новыми налогами. В результате пострадает как всегда конечный потребитель.

источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Top