Фильм «Подольские курсанты». Личное мнение

Добрый вечер, господа и дамы. Что-то подзадорило меня сегодня. Поделюсь впечатлением. Сегодня мою организацию (сфера культуры) организовали (простите за каламбур) на просмотр фильма «Подольские курсанты».

Услышала о нём пару месяцев назад, но никак не решалась на просмотр.
Вот что пишут нам в рекомендательном письме:

Октябрь 1941 года, Подмосковье. Около трёх с половиной тысяч курсантов подольских артиллерийского и пехотного училищ получают приказ занять оборону на Ильинском рубеже и совместно с регулярными частями 43-й армии сдерживать наступление фашистских захватчиков, пока не подойдёт подкрепление. Погибая, вчерашние мальчишки держат оборону от многократно превышающих сил немцев и на двенадцать дней становятся преградой на пути врага к Москве.

В декабре прошлого года, 75-летие Великой Победы, стартовала всероссийская акция «Народный кинопрокат».

Фильм уже прошёл по большим экранам, получил положительные отзывы, но карантинные меры не позволили в то время увидеть его всем желающим. Его создатели уже отмечены выходом таких известных картин как «Брестская крепость» и «Женский батальон», что уже заслуживает внимания и доверия к исторической достоверности. Специалисты и эксперты уверяют, что показанное максимально приближенно к реальным событиям, что позволит нам прочувствовать подвиг 18-19-летних парней, отстоявших свой рубеж ценою жизни.

Ну, и моё мнение (вот нихрена не кинокритик!!!, так, пишем помаленьку):

Картины на военную тематику, за редким исключением, из общего ряда не выбиваются. Экономя средства на знающих консультантах, создатели успели вбить в сознание зрителя свои стереотипы о так называемой «правде войны». Она, по их мнению, была ужасна: заградотряды, стреляющие в спину своим; вечно пьяные командиры, обязательный зверь-особист; одна винтовка на троих и закидывание врага трупами. За достоверностью событий, техники и костюмов следить считалось излишним. Фразой «я художник, я так вижу» авторы отмахивались от любых обвинений в фальшивости происходящего.

Клюква на экране цвела развесистая и ядрёная. В самом деле, что вы придираетесь: деньги немалые получены и распилены, конечный результат – сколько фильм соберёт в прокате – уже никого не волновал. Дошло до того, что титр «При поддержке министерства культуры» стал гарантией, что сейчас мы увидим очередную киноподелку, заставляющую зрителя испытывать испанский стыд, а Badcomedian потирать руки в предвкушении нового материала. Впрочем, под попкорн и пепси – самое оно!

Долго так продолжаться не могло. Маятник неизбежно качнулся в другую сторону. Остались в российском кинематографе люди, для кого надругательства над нашей историей нестерпимы, а память предков священна.

Первым вестником такого кино стала «Брестская крепость», затем «28 панфиловцев». «Подольские курсанты» готовы были занять своё почётное место в этом строю. В пользу этого фильма говорило многое: реальные события, положенные в основу и подбор актёров, достоверность военной техники и обмундирования, декорации под стать эпохе. Пиротехнические и компьютерные эффекты создают полную погружённость в происходящее. Это могло быть настоящее мужское кино о преодолении и подвиге.

Но, как оказалось, авторов в своё время укусил Голливуд, и яд не сумели вовремя отсосать (сорян – блокировать!). Стоило в кадре появиться хорошенькой медсестре – подумалось сразу, — «вот и кончилась война, сейчас начнётся любовь под пулями». Так оно и вышло.

Сценаристов понять можно, они всеми силами пытались завлечь в кинотеатры молодую (и не очень) женскую половину аудитории, но вышло нелепо, раздражающе и неуклюже. Все штампы оказались собраны воедино: соперничество героев, проводы, взгляды, поиски, потеря, геройская гибель. В какой-то момент стало казаться, что любовная история затмевает основную идею фильма.

Очень многие моменты фильма будто старательно ученической рукой списаны с уже виденной классики. Основан на реальных событиях, говорите? Не было в том ДОТе с лейтенантом Алёшкиным в тот день никакой медсестры, только шесть курсантов, но ради красивого и душещипательного финала можно поступиться правдой и сценарий подправить – это же Художественный фильм! Командир перед боем фото семьи на щиток пушки крепит, монолог о Красной площади вещает, и танки вражеские его не беспокоят. Так надо ради значимости момента.

Расчёт артиллерийский скачет вокруг пушки с криком «ура» после удачного выстрела, на остальные танки не обращая внимания. В это время их косят из пулемёта… Так положено по уставу? Почему же раньше умели снимать фильмы о войне, как о тяжёлой мужской работе, герои были немногословны и на эмоции скупы, но завораживало и держало в напряжении происходящее на экране. Да даже те же самые женщины на экране… «А зори здесь тихие» только чего стоит… А «В бой идут одни старики…»?

Видимо, чем дальше от нас события тех лет, тем более секрет этот теряется. Вот и пытаются современные режиссёры заменить безуспешно фильмы обилием спецэффектов и введением в сюжет любовной линии. Хотелось же просто правды, без авторских лирических вкраплений. Ничего больше.

Это личное мнение. Простите, если кого-то задела. Если бы прошла пара-тройка дней, то уже не написала бы.

Ну вот баба жеж-дура! Забыла! А как вам этот фильм? А может быть уже не стОит нам снимать снимать фильмы о ВОВ?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Top