Мемуары Программиста: Как я осваивал водный туризм или мой первый одиночный переход

Мемуары Программиста: Как я осваивал водный туризм или мой первый одиночный переход.

Введение 0.1

За последнее время в мире сильно развился яхтенный туризм. И не удивительно: современные средства связи, навигации и точность прогноза погоды, превратили яхтенный туризм из экстремального вида отдыха в что-то типа туристической прогулки с легким элементом экстрема. Но легкость эта бывает порой обманчивой.

А ну и что? Умереть в любой момент и в любом месте можно на раз два.

Стоит добавить, что если парусные суда навсегда канули в лету как вид транспорта, то они прочно остались как надежный и бюджетный транспорт для океанских спортивных или туристических переходов.

Введение 0.2

С какого то времени около (15 лет назад) мне стали сны сниться, что я на яхте хожу по островам. Такие классные сны, свежие и очень реалистичные. И знаете, эти сны как дежа вю были. Я просыпался и в полусне понимал, что как будто это со мной когда то уже было.

Вот и стал я мечтать с тех пор как выучусь на яхтенного капитана и буду брать яхты в чартер в разных теплых странах. Но все никак не получалось. То проблемы со временем, то с деньгами, то с семьей, а иногда и все вместе и за раз. Два раза даже записывался на курсы, но приходилось бросать по вышеописанным обстоятельствам.

А вот около 5 лет назад, после очередного сна, утром я четко осознал, что не сделанное сегодня может быть никогда не будет сделано.

Получить права оказалось несложно: 5 дневный курс на яхте и я получил базовые права новичка: судно до 12 метров, только в светлое время и не больше чем 20 миль от берега.

Забегая вперед скажу, что со временем я расширил права до “ICC”: Интернациональный Сертификат компетенции. Это международные права на суда до 24 метров длинной во всех акваториях. (некоммерческие). 

Получив права я стал нарабатывать опыт: брал пару раз лодки в чартер сначала с капитаном, а когда по освоился, потом уже сам с друзьями.

Как всегда мне сопутствовала удача новичка: погодные условия были идеальные, никаких ситуаций не было, красота да и только.

И еще я понял, что мне одному очень нравится путешествовать. Нет не то, что меня люди раздражают. Нет. Просто когда я один на один с природой, ко мне какое>то особенное состояние приходит. Я бы его описал как встревоженный покой. Я на Камчатке рос, у нас лошадь была и я летом мальчишкой целыми днями ездил по тундре и по побережью Охотского моря и вот знаете, с походами на яхте ко мне вернулись те детские ощущения.

Глава 1. Хочу собственную лодку. Зима 2015 года.

Через год после получения прав я задумался о покупке своей лодки. Я рядом с Финским заливом живу, так что грех лодку не иметь. Книжки стал читать про походы на яхтах. Объявления смотреть стал. Знаете, у меня есть такая стадия перед крупной покупкой будь это машина или квартира я могу долго, почти месяцами объявления смотреть, пока вдруг не понимаю, что если не выберусь и не начну вживую осматривать предложения, то ничего и не произойдет.

Вот с выбором лодки так и было. Лодок много на вторичном рынке, все разные. Мне и моторную яхту хочется и парусную одновременно. Хочется и комфортную и красивую и недорогую. Всего хочется, а всего сразу не бывает.

Стал с бывалыми людьми советоваться, но тоже толку мало. Выбор яхты, как я уже сейчас понимаю, сугубо личное дело. Это даже не дом и не машина, хотя и имеет свойства и того и другого. Яхта это своего рода портал в другое пространство.

Продолжаю объявления смотреть. И что интересно: вот современный парусник с современными линиями корпуса, всего 10 лет и цена 100,000 евро. И рядом другое объявление: лодка такой же длины, слегка видавшая виды, старомодная такая вся и по такой же цене. Как я потом узнал, разница в цене в основном от живучести яхты. Эти современные, как их называют “коктейльные” яхты хоть и имеют рейтинг класса океан, но их узлы имеют минимальный запас прочности, что океанской классификации. И их производят конвейерным методом.

А те дорогие старушки построены как танки известными на весь мир конструкторами и специально рассчитаны на долгие недели автономного перехода в тяжелых и непредсказуемых условиях. На новые лодки цены с пол миллиона евро начинаются.

В общем решился я и начал смотреть лодки. Бюджет у меня был около 30,000 евро. Посмотрел я несколько штук и еще больше в ступор начал впадать. Те что мне нравились были не по бюджету, а что по бюджету то не нравились.

Глава 2. Выбор. Середина Апреля 2016 года.

Первые теплые дни настали. Стою я на набережной и вижу как быстро на глиссере летит небольшой элегантный парусник. Паруса убраны, а он чешет узлов 10 (20 километров в час) не меньше. Заинтересовала меня лодка. А лодка в марину зашла. Нашел я лодку. Там парень с девушкой вино пьют. Я подошел, представился и сказал, что меня их лодка заинтересовала. Ребята оказались очень приветливые и они с энтузиазмом рассказали мне про свою яхту.

Модель Макгрегор 26м (MacGregor 26m).

Необычный гибрид парусника и моторки. Очень просторно внутри. Две двуспальных кровати, маленькая кухня, туалет. У лодки поднимаются киль и рули и осадка уменьшается с 1.8 метра до 0.5. То есть можно швартоваться на песчаных пляжах. Мачта опускается за 1 час и можно путешествовать по рекам не заботясь о мостах. Подвесной мотор 50 сил, развивает скорость до 16 узлов. На парусах лодка легко идет 5 узлов, а с хорошим ветерком все 6. Конечно рекорд скорости на ней не поставить и океаны не пересекать, но для прогулок длиной в сутки идеально. Они ее в прошлом году за 25,000 евро купили 6 летней давности.

Не дорога в обслуживании и хранении и вдобавок к ней прилагается прицеп. Так как лодка весит около 1.5 тонны, то любая более менее сильная машина спокойно ее потянет.

И я понял, что вот она: моя будущая лодка. Выбор был почти сделан. Я поблагодарил ребят и пошел домой читать все про эту лодку.

Лодки МакГрегор производились в Калифорнии, конструктором Роджером МакГрегором. Он и придумал необычный гибридный и бюджетный парусник-катер, который имел огромный успех. За всю историю было произведено около 36,000 изделий. В 2013 году Роджер ушел на пенсию, а дело продолжает его дочь Лаура.

Сколько срача в интернете я нашел про эту лодку. Кто хвалит ее, кто ругает, типо не рыба не мясо. Кто пишет, что лучше в в тазике по морю плыть чем на МакГрегоре. Я хоть и не эксперт, но я подумал, что просто так 36,000 тысяч лодок не продалось бы.

Мои сомнения окончательно развеял пост одного профессионального капитана. Он примерно так написал:
“Чего срач развели? Я вот профессиональный капитан дальнего плавания с 20 летним стажем. И да, у меня МакГрегор. Идеальная и недорогая лодка для дневных переходов и для отдыха на воде. Ну да, не океанский парусник. Ну да не так хорошо управляется на парусах и не так хорошо на моторе, но вполне достаточно для удовольствия. Вы что, если семейный бусик покупаете, ругаетесь что он не разгоняется как Феррари? Что за дилетантство?”



В общем убедил меня текст капитана и я принял решение.

Глава 2. Покупка. Вторая половина апреля 2016 года.

Ближайший дилер новых МакГрегоров был в Латвии в Риге. Посмотрел их сайт, цена на новую лодку 36,000 тысяч евро. Нормально думаю, надо брать. Позвонил им, они обрадовались, говорят, что на месте лодка есть как раз к началу сезона. И поехал я в Ригу покупать лодку.

Встретил меня хозяин предприятия Томс, мужчина моего возраста. Он прекрасно говорил по-русски, с едва уловимым акцентом. Мы заехал в какой-то ангар где и стояла красавица.
“36 тысяч? переспросил я.
“Да.”
“Беру”
“Тогда тебе надо выбрать мотор, парусное вооружение и другие причиндалы” и дает мне папку. Я смотрю, моторы от 5 до 10 тысяч. Паруса по тысячи каждый. GPS, автопилот, коврики, чехлы разные…”


Я сглотнул и спрашиваю: “а за это все надо дополнительно платить?”

Томс улыбнулся и говорит: “конечно.” Новые яхты так и покупают. Каждый сам под себя ее настраивает по желанию и бюджету”
Я ему сказал, что желание у меня есть, а бюджет только 36 тысяч и то с натяжкой.


Ну да, я не опытный покупатель, наивный новичок.


Томс вздохнул, видно было, что расстроился и говорит: “Ладно, есть еще одна лодка на продажу. Мой бывший клиент продает. Он в 2008 году новой брал. Сейчас побольше лодку купил, а старую продает. По моему за 28 тысяч. Вам интересно?”


“Очень, говорю, “извините, что так получилось”


“Да ерунда!”

Томс позвонил, поговорил о чем то по-латышски и говорит мне: “Если у вас сейчас есть время, то поехали посмотрим”


Приехали мы в другой ангар. Нас встретил хозяин лодки. Они очень тепло с Томсом поздоровались. Мы пожали руки, представились друг другу. Эх уже не помню как хозяина звали. Зашли в ангар. Стоит лодка на трейлере. Я ее обошел осмотрел. Пробоин нет. Царапин нет. Пошли во внутрь. Хозяин мне бахилы выдал :).



Внутри все чисто аккуратно. Фотографии развешаны. Полочки. Пахнет вкусно. Да это важно. Я когда до этого лодки смотрел, некоторые так воняли внутри и плесенью и дизелем и потом застоялым. А здесь все аккуратно.

Мне хозяин говорит: отдаю лодку со всем хозяйством (я только потом понял, как это важно): набор инструментов, запасной винт, запасные паруса, сигнальные ракеты, набор веревок, электрический чайник, кастрюлька, сковородка, походная газовая плита, телевизор, две GPSки, автопилот, два якоря и прочих полезных вещей. Вообщем садись и плыви.

Томс мне: Хочешь на воду спустим?

Я говорю, давайте спустим чисто для формальности, если заведется и не утонет то беру. Мужики улыбнулись, мы пожали руки и договорились на следующий день устроит водные испытания. 

“А я пока договора подготовлю”, говорит хозяин.

“А кстати, ты где собираешься ходить”, спрашивает Томс, переходя на ты.
“По Балтике, думаю Финляндию посетить, Швецию..”
"А паспорт у тебя какой?”
“Канадский”
“А, ты канадец? А по-русски так хорошо говоришь.”
“Я в СССР родился. До Канады в 90х добрался”
“Тогда я тебе советую, остаться под Латвийским флагом, легче путешествовать и с перерегистраций мороки не будет”

Свершилось!!!

На следующий день я стал владельцем собственной яхты!!!

Если честно, то я на адреналине был, такая дрожь приятная по телу и почти детское нетерпение… скорее, скорее в поход!

Глава 3. Подготовка к Походу. Начало мая.

Ну что теперь надо думать как домой яхту доставить. Машины с фаркопом у меня нет, да и прав на прицеп нет. И тут меня осенило! Доплыву сам до Финского залива. Весь путь будет вдоль берега, а там каждые 8 часов хода яхтенные стоянки. Что может случиться? Да ничего в принципе.

Я поделился планом с Томсом.
“Только это” говорит Томс, “тебе надо ТО мотору сделать, давай отвезем лодку в яхтклуб местный там договоримся об обслуживании”.

Мне Томс кстати очень помог. Я как то не продумал, что теперь мне надо. Вообщем оставил я яхту на неделю в Риге и вернулся домой. А через неделю и документы будут готовы и яхта.

Не знал, я тогда, что в наших широтах яхтенные механики это сезонные работники. В конце апреля и в мае все хотят свои лодки на воду поставить и механики работают в постоянном аврале. Их буквально на коленях надо просить помочь.

Вернулся я через неделю, а воз и ныне там. Я опять Томсу звонить, мол помоги, посодействуй и еще я попросил его провести со мной пол дня, помочь мачту поставить и вообще показать, что и как. За деньги естественно.

Поставили мы мачту, попотев изрядно. Показал мне Томс как сливать/наполнят водяной балласт, надавал советов и пожелал удачи. И вот я остался один наедине с яхтой. Адреналин еще тот. Очень напомнило ощущение когда я на права сдал и купил себе первую машину. И как сейчас помню: надо садиться в нее и ехать, а страшно.. Вот так же и с яхтой было.

Ладно, где наша не пропадала. Составил список вещей и продуктов. Закупился, нанес сумок на яхту все рассовал по полкам и рундукам. Выпил коньяку грамм 200 и заснул в спальном мешке на своем судне.

Я обожаю спать на яхте. Тебя как ребеночка в люльке укачивает, воздух свежий морской, сам себе хозяин. Эх парни, как я это дело люблю! Только вот времени не всегда хватает. В этом году совсем мало ходил.

Утром я докупил еще каких-то вещей и поймал себя на мысли, что мне страшно и что я сознательно оттягиваю момент отхода. Тогда я собрался, завел мотор и отчалил.

Глава 4. Первый переход: Рига — Саласгрива. 50 миль или около 8 часов ходу.

Иду я по Даугаве. Привыкаю к лодке, а она привыкает ко мне. Мотор как часы работает. День солнечный. Все прекрасно. И вот вышел я Рижский залив. Простор и счастье. Сбылась моя мечта: Я сам, один на своей собственной яхте. Честно, я даже прослезился чуть чуть. Песни в голос попел. Вообщем впал в экзальтацию.

Дул свежий ветерок, помучившись с непривычки я поставил паруса, лодка взяла крен и со скоростью чуть меньше 5 узлов зашагала по волнам. И день такой теплый выдался.



“В тот день шептала мне вода:
"Удач всегда…"
А день… какой был день тогда?
Ах да — среда!.”
В. Высоцкий

Я по освоился немного и начал играться с автопилотом. Но он подлец каждые 15 минут сбивался с курса. Если честно, то я бы руки по отрывал был разработчикам автопилотов для яхт. Сколько яхт я не брал в чартер почти всегда проблемы с автопилотами, даже на самых новых. Это пиздец товарищи. На новых 2018 года морских навигационных системах фирмы B&G можно путевую точку на суше поставить, а система вежливо предлагает: “Может автопилот включить?” Как?! Как?! Ладно…

Тогда я еще неопытный был. Позвонил Томсу. Томс говорит, что надо откалибровать автопилот. Посмотри мол документацию, там в лодке должна быть. Разобрался кое как. У меня калибровка час заняла. Лучше стало. Теперь каждые пол часа сорок минут сбивается с курса.

Хороший был день. Потом я понял, что проголодался, встал на якорь, сварил себе вермишель с сосисками, приложился к бутылочке с коньяком и дальше пошел.

К вечеру я устал: слишком много эмоций, стало в сон клонить, а ходу еще часа 3. Зачем себя напрягать, думаю, встану на якорь, посплю на свежем воздухе и с утра продолжу путь. Подошел я к берегу поближе, бросил якорь, подождал минут 15 чтобы удостовериться, что якорь держит и пошел на покой. А ветерок посвежел и волны увеличились, но я прогноз погоды посмотрел и там все нормально должно было быть.

Проснулся я от грохота и толчка. Бля пиздец! Я бегом на верх. А берег совсем рядом и похоже я на мели. Я на нос, думаю, якорь пополз, начал якорную веревку вытягивать, и вытянул огрызок без якоря. А якорь хороший был, им хозяин хвастался, говорил, что такой 150 евро стоит. Начались приключения. Я дурень не посмотрел, что якорная веревка терлась об металлическую пластину на носу и пластина просто веревку перерезала.

“И опыт сын ошибок трудных”

Лодка на мели, волны прибойные ее колотят, а ветер 45 градусов с моря, то есть меня хорошо так колбасит. Я мотор завел, винт еле еле в воде, лодка ни места. А уже смеркается. И похоже меня может так конкретно набок положить. Сон слетел. Че делать. Я штаны снял за борт спрыгнул, мне ноги холодной майской водой обожгло. Вода даже до колена не достает. Я изо всех сил лодку толкаю, никакого эффекта. Намертво.

Тогда я догадался шверт (киль) поднять. Забегая вперед скажу, что от времени подгнивший киль (400 евро) от посадки на мель треснул и сломался пополам. Поднял задние рули. Ну чуть лучше стало, есть движение, все равно сижу на мели. Чуть лодку вперед продвину, ее тотчас же волной обратно сносит и сажает опять.

Тогда я следующее сделал (вот сам не знаю, как догадался… наверно на адреналине интуитивная соображалка включилась.). Я винт из воды поднял и на полные обороты мотор поставил и вправо влево его кручу. Винт песок со дна вымывает и создает канал для лодки. Я потом выпрыгиваю за борт, изо всех сил лодку вперед толкаю сколько идет, опять запрыгиваю и повторяю процедуру. Так как канал позади лодки вырываю, то от удара волн меня хоть и относит назад, но я уже на моторе обратно иду. Честно я не знаю сколько раз я прыгал туда сюда, но в какой то момент снялся я с мели и пошел от берега.

Глубинометер уже 1 метр показывает, уже 1.5, уже два метра, а потом глохнет мотор. Чих чих и все. Я его завожу, стартер крутится, а мотор не заводится. Я как дурак стартер кручу, а меня опять на берег несет. 

Я тогда парус передний раскрывать. А он не раскрывается сука. Я дергаю дергаю. Тут я понимаю, что паникую, что замерз, устал. Собрался, проверил веревки которыми парус управляется и так и есть: зацепилась одна. Уф… Распустил парус.. И начал потихоньку от берега отходить. Поставил автопилот и пошел с мотором разбираться. Может бензин закончился? Странно, полные баки были, а я пол пути на парусе шел.. Открыл бак: там 1/3 топлива осталась. Че делать думаю? Вдруг смотрю, топливный шланг прижат крышкой от рундука. Вот не знаю, как так получилось. Но наверно по запаре. Я только начинаю понимать, что я замерз и устал и перенервничал.. Так хорошо долбануло. Завел я мотор. Спустился вниз переоделся в сухое, так как до нитки промок. Чтобы не заболеть коньяка выпил.

Решил на полных парах долететь до Саласгривы, за час полтора доберусь, пришвартуюсь и спать лягу. Убрал парус, врубил полный газ и полетел. Хорошо идет лодка. Стабильно 12 узлов дает. А потом опять мотор заглох. Но это уже бензин закончился. Я подсоединил топливный шланг к другому баку. Стал заводить, а он сука на заводится. И стартер как-то странно стал крутиться. Я опять топливный шланг исследовал и увидел на нем такую бульбу, ну ручной топливный насос. Вспомнил, что у отца на Прогрессе такая же была. Подкачал бензин. Кручу стартер, а он у меня на руках и умер. Все. Пиздец.

Я парни, честно скажу разозлился и расстроился. Вот еще пару часов назад все хорошо было, че же это творится на свете братцы добрые? Как то по детски захотелось руками в истерике заколотить, но не заколотил я руками, а наоборот себя в них взял.

Думаю: я за 5 миль от порта. Уже ночь. На парусах ночью я в незнакомый порт не пойду, да и сноровки не хватит. Опасность ни мне ни лодке не угрожает. Встану на якорь, дождусь утра, а утром вызову подмогу и меня отбуксируют в порт. Там и буду разбираться, что дальше. Стал запасной якорь искать. Помню, что где то был. Перерыл все, нашел наконец. Привязал его намертво, кинул за борт, но уже не через пластину.

Лег спать в одежде. Поставил таймер на каждые 30 минут. Лежу в полудреме и каждые пол часа выхожу смотрю не трется ли веревка и не несет ли меня. А через часа два забил на все и заснул.

Проснулся чуть раньше рассвета. Полный штиль. Сделал себе кофе, встретил солнышко и понял, что не так все плохо у меня. Полез в отсек где два аккумулятора стояли. А там проводов ржавое змеиное гнездо. Я раздосадовался, ну кто так электрику делает? На яхте электрика это и рация, и навигация.Вопрос жизни и смерти. За электрикой надо в оба глядеть.

Ладно думаю, один аккум сел, но второй вроде работает так как свет есть в кабине и рация включается с навигацией. Вспомнил про ящик с инструментами, там вроде вольтметр был. Но вольтметр дохлый был. Слава богу я батареек купил пару наборов. Вот сам не знаю, почему купил, просто стоял на кассе и купил ААА и АА. Завел я вольтметр, определил какой аккум сдох, перебросил клеммы и дрожащей рукой повернул стартер.

Уффф. Завелся..

И знаете парни, я так собой загордился. Бля, я крутой мореход, думаю, с мели себя снял, ремонт выполнил. Я пиздец, Синбад мореход. Щас смешно вспоминать.

Моя ошибка была в том, что я не подзарядил аккумуляторы, а лодка всю зиму стояла. А аккумуляторы к тому же старые были, плюс я посадил его до конца тупо крутя стартер. И еще: не очень надежно электрика была сделана. То есть аккумулятор, что стартер крутит он еще и автопилот питал, а поскольку я на парусе шел с автопилотом то я разрядил его в ноль. А конечно потом всю электрику переделал по уму. Теперь у меня три аккумулятора, а стартерный только для старта. Я сейчас горжусь своим электрическим отсеком.

Дошел я до Саласгривы. Зашвартовался. На заправке купил два аккумулятора, бутылку коньяка и горячую сосиску. 

И знаете, вставило меня это небольшое приключение. Так реально по кайфу зашло.

Погулял я немножко, прибрал бардак на яхте и пошел дальше на север.

Что интересно, в то лето я исколесил финские острова вдоль и поперек и выходил я по неопытности своей и излишней уверенности в такую погоду, что сейчас диву дивлюсь и Нептуну кланяюсь, за то, что не наказал за легкомыслие. Но зато лодку освоил, знаю ее теперь до последнего болтика. Не подводила она меня ни разу.

Этим летом хоть и мало ходил, но дошел до Шведского острова Готланд и нашел в Эстонии маленький островок с колонией тюленей. Но об этом завтра расскажу.

Конец. Спасибо за внимание и спокойной ночи.

А за ошибки и опечатки простите сердечно.


Gorsh3000(c)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Top