Софинансирование бесплатного здравоохранения, или очередной оксюморон за наш счет.

На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи Путин предложил идею софинансирования здравоохранения.
Некоторые удивляются, почему именно там. По-моему, понятно: на всемирном форуме пенсионеров, которого, увы, нет, но на котором Путин был бы более уместен, такая идея точно бы не прошла. А студентам что? Они пока здоровы, а о будущем не задумываются.

Пенсионеры, не дай бог, еще бы напомнили, что 41 Конституции России, которая устанавливает в России бесплатную медицинскую помощь.

Реформа здравоохранения началась в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании.

Как известно, в нашей стране существует Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных фондов, созданный специально для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Общий объем доходов бюджета ФОМС в 2017 году был спланирован в объеме 1,7 трлн рублей, на 2018 год — 1,8 трлн рублей, на 2019 год — 2,1 трлн рублей (в основном за счет страховых взносов).
Что это значит? А то, что бюджет фонда формируется в основном за счет работодателей, обязанных отчислять от заработной платы каждого сотрудника — сегодня 5,1%, а с 2019 года — 5,9%.
В год при зарплате в 50 тысяч работодатель перечисляет 30 тысяч. Еще примерно 20% в этот фонд должно перечисляться регионами, бюджеты которых также формируются от нашей трудовой деятельности.

Вместе с тем, люди оплачивают то, что им не предоставляют бесплатно. Уже сегодня в среднем по РФ на плечи населения легло 38% всех расходов на медицину, в крупнейших городах – до 45%. При нынешних тенденциях по ежегодному урезанию медицинских госрасходов, через 7–8 лет даже в беднейших регионах граждане будут оплачивать из собственного кармана минимум половину.

Всемирная организация здравоохранения при ООН считает максимально допустимым пределом 20%. По факту в богатых странах, за исключением США, население оплачивает менее трети, тогда как в беднейших государствах Юго-Восточной Азии доля доходит до 40–60%. Большое исключение – Индия, где медицинская помощь полностью бесплатна для всех 1,3 млрд граждан страны.
Да, Индия может бесплатно лечить 1.2 млрд человек, а Россия не может лечить 140 млн. человек.

Каждый год бюджет выделяет все меньшие и меньшие суммы на здравоохранение.

Расходы федерального бюджета на здравоохранение снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб. Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб. с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.

Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.

Если считать в процентах от ВВП, то это 3,2%. ВОЗ считает, что коллапс медицины происходит уже на 5% от ВВП. В США – это 17% от ВВП, в Германии – 11%, Израиль, Чехия и Тунис – 7%.

В России сокращается число больниц. В 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. К 2021–2022 годам количество медучреждений в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

Вслед за больницами за 15 лет сократилось и количество больничных коек — в среднем на 27,5%, до 1,2 млн, подсчитали в ЦЭПРе. В сельской местности сокращение мест заметнее — почти на 40%.

Тенденцию к уменьшению количества больниц и коек можно было бы оправдать перераспределением ресурсов на уровень поликлиник, указывают в ЦЭПРе, но в России закрываются и они. Их число за период 2000–2015 годов сократилось на 12,7%, до 18,6 тыс. учреждений, а нагрузка возросла с 166 человек в день в 2000 году до 208.

За 2000–2015 годы увеличилась заболеваемость населения: осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования — на 35,7%, заболевания системы кровообращения — на 82,5%.

При этом частные больницы не могут заменить государственные. По данным Росстата, на всю страну только 246 негосударственных больниц, в них менее 2% от общего числа коек.

И в этих условиях Путин предлагает софинсирование. Идея эта идет из программы Кудрина.
В целом, это из серии: а вы их дустом пробовали травить?

Как это будет выглядеть на практике? Сегодня самое софинансируемое направление — стоматология. Когда вы последний раз лечили зубы бесплатно? Протезировали зубы бесплатно? Если вы не пенсионер, то вряд ли вспомните.

Вот так будет и со всей остальной медициной: пенсионерам бесплатно, хотя и плохо, остальным только за деньги.
Возможно, бесплатной останется Скорая помощь. Т.е., если вас заберут с улицы (если поедут по вызову, что не факт), то есть шанс поправить здоровье в одной из больниц Скорой помощи. Но это все больше тяжелые травмы.

Или доплаты будут брать за всякий чих. Например, тарифы ОМС не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи. Так базовый анализ крови стоит около 300 руб., тогда как по ОМС поликлиники получают за него в среднем 70–100 руб. Хотите анализ крови? С вас 200 рублей.

Наиболее продвинутый тип софинансирования — сочетание ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС): государство по ОМС гарантирует услугу с определенными параметрами. Если пациент хочет улучшить эти параметры, то разницу покрывает его дополнительная страховка. То есть, оплачивать самим дополнительное страхование.

Зная нашу власть, я не сомневаюсь, что они введут сразу все: прямые доплаты, дополнительное страхование и еще что-нибудь придумают.

Пруф:https://uborshizzza.livejournal.com/4625319.html

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Top