Судный день в Мекке

40 лет назад мусульмане устроили бойню в святыне. Так зарождался исламский терроризм.

Неотъемлемой частью мусульманской традиции является понятие о Судном дне. Никто не знает, когда он наступит, но признаки его обозначены четко: чрезмерное богатство, которое приведет к вероотступничеству, лжепророчества, огненный град, братоубийство.

20 ноября 1979 года тысячи прихожан главной мечети исламского мира аль-Харам в Мекке подумали, что Судный день настал. Единоверцы обрушили на них град из пуль, а внутреннее пространство святыни охватило пламя. В годовщину теракта в Мекке, который унес почти 1000 жизней, «Лента.ру» вспомнила, кто стоял за ним, почему это произошло, и разобралась, как те события повлияли на будущее Ближнего Востока.

«Судный час не наступит до тех пор, пока вы не станете купаться в роскоши»

В середине XX века Саудовская Аравия стремительно менялась: одна из крупнейших нефтедобывающих держав заявила о себе не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Престол занимал король Фейсал, третий сын родоначальника саудовской королевской фамилии Абдул-Азиз ибн Сауд. Его правление ознаменовалось крайне быстрым ростом нефтедобычи: с середины 60-х до начала 70-х ее объем увеличился более чем в три раза.

Это позволяло Саудовской Аравии если не диктовать Западу свою волю, то заставлять прислушиваться к своему мнению: как только королевству что-то не нравилось, оно угрожало прекратить продажу нефти на мировом рынке. Эта угроза реализовалась в 1973 году, в результате чего произошел крупнейший энергетический кризис. Тогда западные страны быстро нашли общий язык с саудовцами — лишь бы те вернули нефть на рынок. Все последующие годы цены на топливо росли, и вскоре Саудовская Аравия стала одной из богатейших стран.

Однако для большинства населения нефтяная рента была недоступна, поэтому подданные скептически смотрели на происходящие в королевстве изменения. Более того, недовольство вызывал образ жизни саудовских принцев, которые кутили на Лазурном берегу, несмотря на запреты ислама. Новые веяния осуждали и видные богословы страны. Особенно много вопросов вызывал радикализм в политике и распутство в частной жизни короля Фейсала.

В 1975 году монарха застрелил собственный племянник. После смерти Фейсала к власти пришел его младший брат Халид, чья политика была более умеренной. Однако это не остановило волну недовольства тем, как королевская семья распоряжается своими богатствами, и падением нравов в стране.

Изображение: книга «Осада Мекки» — Забытое восстание в главной исламской святыне и рождение «Аль-Каиды»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Top